Главная страница / Как запомнить текст / Интеллектуальная работа с текстом

Интеллектуальная работа с текстом

на примере параграфа из учебника физики для 8 класса «Электрическое поле»


работа с текстом на уроке физики

Работа с текстом учебника осуществляется в четыре этапа.

1. До начала чтения нужно быстро просмотреть текст и найти новые термины, фамилии, названия и т.п. (они обычно выделяются шрифтом). Это важная часть интеллектуальной работы с текстом. Незнакомое отвлекает наше внимание, поэтому необходимо принять меры, которые обеспечат полную концентрацию на тексте учебника.


В параграфе «Электрическое поле» есть две фамилии, на которых можно споткнуться при чтении: Фарадей и Максвелл. Для тех, кто впервые видит эти фамилии, они являются иностранными словами, поэтому их можно выучить, применяя принципы запоминания английских слов:

Фарадей = ФАРА ДЕЙствует благодаря электрическому току;

Максвелл = МАКСим (певица) ВЕЛик электрический купила и гоняет по сцене.

После такой обработки мозг не будет воспринимать фамилии Фарадей и Максвелл как незнакомые слова, обеспечивая максимальную концентрацию внимания.


2. Второй этап — однократное чтение учебника. На этом этапе интеллектуальная работа с текстом заключается в мысленном выделении смысловых частей, которые содержат главную мысль прочитанного фрагмента.


Обычно в школьных учебниках смысловые отрезки соответствуют абзацам, но зачастую несколько абзацев описательного характера могут быть объединены одной мыслью. Что делать в подобной ситуации? Начинаем читать параграф «Электрическое поле».


Первый абзац.

Опыты, позволяющие обнаружить притяжение или отталкивание заряженных тел, убеждают нас в том, что электрические заряды взаимодействуют на расстоянии. Причем чем ближе друг к другу находятся наэлектризованные тела, тем взаимодействие между ними сильнее, чем дальше — тем слабее.

О чём этот абзац? Для чего он написан автором? Наверное, этот абзац призван напомнить о том, что уже несколько уроков изучается взаимодействие электрических зарядов — именно так можно назвать первый абзац.


Второй абзац.

При изучении механики мы видели, что действие одного тела на другое происходит непосредственно при контакте взаимодействующих тел. Как же объяснить взаимодействие наэлектризованных тел? В наших опытах наэлектризованные тела находились друг от друга на некотором расстоянии. Может быть, действие одного наэлектризованного тела на другое передается через воздух, находящийся между телами? Однако заряженные тела взаимодействуют и в безвоздушном пространстве. Если поместить заряженный электроскоп под колокол воздушного насоса, то листочки электроскопа по–прежнему отталкиваются друга от друга. (Из–под колокола воздух откачан.) Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл.

Снова вопрос: о чем этот абзац? Хотя в нём говорится о взаимодействии тел, а не о зарядах, мы догадываемся, что речь идет о том же, что и в первом абзаце. Поэтому эти абзацы можно объединить в один смысловую часть.


Следующие два абзаца также объединены одним понятием — понятием электрического поля:

В результате длительного изучения электрических явлений установлено, что всякое заряженное тело окружено электрическим полем. Электрическое поле — это особый вид материи, отличающийся от вещества.

Дальше — в том же духе.


После завершения работы с текстом параграфа мы имеем четыре смысловых части: взаимодействие электрических зарядов — электрическое поле — электрическая сила — изменение электрической силы.


3. Третий этап интеллектуальной работы с текстом — это отдых в течение 10–15 минут (можно послушать музыку, поиграть с собачкой, попить чаю с горьким шоколадом).


4. Четвертый этап — попытка пересказать текст, используя в качестве опор выделенные смысловые части. Что делать, если первая часть никак не вспоминается? Ни в коем случае нельзя сразу заглядывать в учебник. Нужно действовать так, как мы действуем, когда не можем вспомнить, куда положили ключи: пытаемся вспомнить обстановку, в которой последний раз их видели. Таким образом, необходимо постараться мысленно вернуться в тот момент, когда начинался процесс чтения: на правой или левой странице учебника находился текст? с начала или с середины страницы начинался параграф? была ли там какая–нибудь графика? Затем пытаемся вспомнить, какие мысли крутились в голове, когда читали начало параграфа? А какие образы были, когда мы переходили ко второй смысловой части? И только после двух–трех минут подобных размышлений можно позволить себе подсмотреть в учебник и быстро прочитать первые абзацы.


В результате такой работы второе чтение происходит в особом психическом состоянии, когда мозг ЖАЖДЕТ добраться до необходимой информации и, как губка, впитывает ее, получив к ней долгожданный доступ. Утолив информационный голод, мы сбрасываем напряжение, а мозг испытывает кратковременное состояние эйфории. Если подобную работу проводить систематически, то мы приучаем себя получать удовольствие от самого процесса обучения.


Четвертый этап повторяется столько раз, сколько необходимо для воспроизведения параграфа без подглядывания в учебник. Желательно повторять текст перед сном и через сутки после первой попытки воспроизвести параграф.



Вернуться в начало страницы

Подпишитесь!



Последнее

Годы правления
Павла Первого

Как запомнитиь основные даты и события в биографии Павла I

Читать далее...

Лучшее

Система запоминания исторических дат

Раздел I Даты истории России (862—1917): Как запомнить даты правления монархов России (статья 4)

Читать далее...

Кругозор

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца

Как запомнить планеты и их порядок: небольшой стишок

Читать далее...

Мысли

Как избавиться от рассеянности

Причины и пять способов устранить рассеянность из повседневной жизни

Читать далее...

Статьи по теме: