Главная страница / Как улучшить память / Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей

По мнению профессора Б.С. Волкова процесс сохранения поступающей информации в сознании человека имеет нейрофизиологическую природу, однако возможности целенаправленного влияния на эту основу запоминания резко ограничены. Вот почему следует использовать приемы, облегчающие запоминание. Иными словами, необходимо говорить не об улучшении памяти детей, а о разработке приемов, облегчающих запоминание и способствующих переводу информации в долговременное хранилище.


Для того чтобы обеспечить сохранение информации в памяти необходимо:

- включить в учебный материал себя, т.е. запоминая, например, процесс фотосинтеза, представить себя растением, или оператором, снимающим фильм о фотосинтезе, или молекулой углекислого газа и т.д.;

- уделять больше внимания материалу, который должен быть запомнен;

- повышать эмоциональность восприятия: где больше эмоций, там более интересен объект запоминания;

- увеличивать концентрацию на средней части учебного материала, так как начало и конец запоминаются лучше (для этого нужно разбивать занятия на части: получится много «краев», а одна большая «середина» превратиться в несколько маленьких «серединок», которых, как правило, должно быть не более 7);

- группировать, структурировать информацию по какому–либо признаку (например, запоминать неправильные английские глаголы можно по группам: все три формы одинаковые, вторая и третья форма одинаковые, все формы разные);

- связывать запоминаемую информацию с уже имеющейся и близкой по смыслу;

- переводить информацию в образы, которые должны быть яркими, чёткими и управляемыми; поэтому, если ребенок не может вызвать образ слова «процесс», то необходимо на примерах объяснить ему значение этого слова, иначе запоминание превратиться в банальную «зубрёжку».


Развитие памяти детей напрямую связано с развитием их мышления. Почему ребенок ненавидит, к примеру, химию? В большинстве случае это связано с тем, что в процесс механического заучивания этот предмет превратился для ученика в бессмысленное и бесполезное нагромождение непонятных формул и реакций, унылых определений, заумных задач. Поэтому при запоминании необходимо искать взаимосвязи и аналогии, сравнивать (соотносить, сопоставлять), анализировать, обобщать, т.е. МЫСЛИТЬ. В этом аспекте задача родителя, учителя, воспитателя — научить ребенка интеллектуальной работе с учебным материалом, необходимость которой обусловлена следующим.

Дело в том, что через 0,5–2 минуты информация из памяти исчезает, если она не будет связана с имеющейся у ребенка информацией, т.е. если не создать соответствующую «опору». Кроме того, если даже такая связь установлена, но ученик ею не воспользовался в течение 10–15 минут, то в большинстве случаев эта информация будет потеряна. Поэтому, чтобы развитие памяти у детей осуществлялось во время учебного процесса, нужно обучить их навыку быстрого поиска опоры и последующего использования её для воспроизведения информации. Этот навык можно отрабатывать составлением опорных конспектов (В.Ф. Шаталов) или карт памяти (Т. Бьюзен). Методика составления схемы текста раскрыта в статье «Как выучить текст»


Хотите получать анонсы свежих материалов? Хотите быть в числе тех, кто скоро БЕСПЛАТНО получит мини–курс "Как улучшить память"? — Подпишитесь на нашу почтовую рассылку!

Вернуться в начало страницы

Подпишитесь!



Последнее

Годы правления
Павла Первого

Как запомнитиь основные даты и события в биографии Павла I

Читать далее...

Лучшее

Система запоминания исторических дат

Раздел I Даты истории России (862—1917): Как запомнить даты правления монархов России (статья 4)

Читать далее...

Кругозор

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца

Как запомнить планеты и их порядок: небольшой стишок

Читать далее...

Мысли

Как избавиться от рассеянности

Причины и пять способов устранить рассеянность из повседневной жизни

Читать далее...


Статьи по теме: